Воспитание — это, в моем понимании, заложение в сознание ребенка тех основных принципов поведения в обществе и окружающем мире, которые останутся с ним на всю жизнь. То есть понятий, которые не должны восприниматься двояко или допускать двойное толкование. И здесь, прежде всего, нужно четко установить что же ребенку нельзя. Хотя задача это не простая, особенно если другие члены вашей семьи не полностью разделяют ваши взгляды.
Вообще я не так уж много запрещаю дочке. Я следую внутренней уверенности, что если не давать ребенку набивать шишки он ничему не научится.
Да, иногда, я позволяю своему ребенку падать.
Муж даже считает, что я слишком много разрешаю нашей малышке. Но то что я ей разрешаю скорее лежит в поле познания свойств вещей, а не в поле поведения на людях. К примеру, я разрешаю ей поиграть с моей косметикой (стараясь следить, чтобы она ее не ела), но запрещаю истерики на детской площадке. То есть я стараюсь максимально быстро переключить внимание дочки на что-то другое, чтобы истерика прекратилась. Достаю припасенную игрушку, строю смешную рожу или затаскиваю на горку. Иными словами, делаю все, чтобы истерика не прогрессировала, а главное не развивалась привычка истерить. Я понимаю, что полностью избежать взрывов негодования у дочки таким образом мне не удастся, но мне кажется, их будет значительно меньше, чем если истерику не прекращать.
Также я стараюсь вырабатывать у дочки адекватную реакцию на запрещающие слова: Нет, Нельзя, Стой. Делается это для того, чтобы иметь возможность на расстоянии корректировать поведение ребенка. Чтобы избежать вреда. Например, раньше как только дочка выходила из двери на лестничную площадку, она бежала к лестнице и поймать ее было очень сложно, особенно, если руки заняты игрушками, сумками или еще чем-то. Поэтому я стала командным и строгим голосом говорить Нельзя или Стой. И после множественных повторений сейчас дочка слушается и не идет на лестницу без меня.
Еще я объясняю малышке, что вещи в магазине не наши и брать их запрещено. Как и игрушки на детской площадке. Со вторым пока сложнее, так как на площадке все дети берут все, что увидят. Но я опять же стараюсь, чтобы моя дочка адекватно реагировала (то есть без слез), когда хозяин игрушки приходит ее забрать. Пока не всегда получается, все зависит от того на сколько игрушка в данный момент интересна дочке, но если она не отдает, я забираю и стараюсь заменить нашей игрушкой или действую как при пресечении истерик (отвлекаю, строю рожи и так далее). Но, по-моему, сформировать у ребенка понятие нерушимости собственности необходимо. А главное понятие, что ему (ребенку) чтобы быть счастливым совершенно не нужны все на свети игрушки.
Продолжение в следующих статьях.